Совершенное покаяние

Хасидская притча

Маггид из Межирича размышлял над стихом из Торы: «тшува ад Адонай Элохеа» («обратишься с покаянием до Господа Бога твоего»).

— Что за странная формулировка? — задался вопросом Маггид. — Не следовало ли сказать: обратишься с покаянием к Адонай Элохеа, Господу Богу твоему? Почему же тут стоит предлог до? И почему Тора говорит Адонай Элохеа (имя, в котором объединены два различных представления о Боге), когда одного имени было бы достаточно?

Подумав, Маггид сказал себе:

— Чтобы ответить на первый вопрос, нужно получить ответ на второй. Что означает Адонай?

— Адонай — это четырехбуквенное Имя Бога, как абсолютно трансцендентного Существа, — отозвался на это стоявший рядом ученик.

— А что означает слово Элохеа?

— Это Элохим — Имя Бога как абсолютно имманентного существа.

— А что такое тшува?

— Тшува есть процесс возвращения к Нему посредством признания своих ошибок и затем их исправления.

— Стало быть, — подытожил Маггид, — нужно пребывать в тшува до тех пор, пока не увидишь проявление Адонай как Элохим. Иными словами, пока не узришь, что единичное и множественное — всего лишь разные аспекты Одного и Единственного.

Добавить комментарий