Полнота жизненных свойств

Даосская притча от Чжуан-цзы

В царстве Лу жил человек по имени Ван Тай, у которого в наказание отсекли ногу, но учеников у него было не меньше, чем у самого Конфуция. Чан Цзи спросил у Конфуция:

— Ван Таю в наказание отсекли ногу, а его ученики не уступают числом людям вашей школы. Встав во весь рост, он не даёт наставлений. Сидя на полу, он не ведёт бесед, но всякий, кто приходит к нему пустым, уходит наполненным. Видно, он и в самом деле несёт людям бессловесное учение, и, хотя тело его ущербно, сердце его совершенно. Что же он за человек?

Читать далее

О пользе и заботах

Даосская притча от Чжуан-цзы

Хуэй-цзы сказал Чжуан-цзы:

— У меня во дворе есть большое дерево, люди зовут его Деревом Небес. Его ствол такой кривой, что к нему не приставишь отвес. Его ветви так извилисты, что к ним не приладишь угольник. Поставь его у дороги — и ни один плотник не взглянет на него. Так и слова твои: велики они, да нет от них проку, оттого люди не прислушиваются к ним.

Читать далее

Кара небес

Даосская притча от Чжуан-цзы

В царстве Лу жил человек с одной ногой, звали его Шушань-Беспалый. Однажды он приковылял к Конфуцию, чтобы поговорить с ним.

— Прежде ты был неосторожен, — сказал Конфуций. — После постигшего тебя несчастья, зачем тебе искать встречи со мной?

Читать далее

Смерть третьего друга

Даосская притча от Чжуан-цзы

Трое мужей — Цзы-Санху, Мэн Цзыфань и Цзы-Циньчжан — говорили друг другу:

— Кто из нас способен быть вместе, не будучи вместе, и способен действовать заодно, не действуя заодно? Кто из нас может взлететь в небеса и странствовать с туманами, погружаться в Беспредельное и вовеки жить, забыв обо всём?

Читать далее

Пребывание в чертогах Небесного

Даосская притча от Чжуан-цзы

Конфуций спросил у Лао Даня:

— Вот есть человек, который уходит прочь от Пути, ибо невозможное называет возможным, а правильное называет неправильным. Любители же рассуждать говорят: «Отделите твёрдое от белого», как если бы их можно было развесить в разных концах небес. Можно ли таких людей назвать мудрыми?

Читать далее

Поведение с убийцей

Даосская притча от Чжуан-цзы

Когда Янь Хэ назначили воспитателем наследника престола при дворе вэйского царя Лин-гуна, он спросил у Цюй Боюя:

— Представим себе, что рядом с нами живёт человек, которого Небо наделило страстью к убийствам. Если я в его присутствии буду вести себя несдержанно, я подвергну опасности моё царство, а если я буду сдержан, то подвергну опасности самого себя. Ума у него хватает лишь на то, чтобы знать промахи других, но он не догадывается о настоящих причинах этих промахов. Как мне быть с таким человеком?

Читать далее

Путь разбойников

Даосская притча от Чжуан-цзы

Однажды подручный Разбойника Чжи спросил у него:

— У разбойников тоже есть свой Путь?

Чжи ответил:

— Как можно направляться куда-нибудь, не имея Пути? Уметь догадаться, где в доме спрятаны драгоценности — то же, что мудрость. Войти в дом первым — то же, что мужество. Выйти последним — всё равно, что верность долгу. Знать, сможешь ли унести награбленное — всё равно, что знание учёного мужа. Разделить добычу поровну — всё равно, что человечность. Тот, кто не обладает этими пятью качествами, никогда не станет хорошим разбойником!

Читать далее

Путь, постоянство и счастье

Даосская мудрость

Не имеющее начала, но постоянно рождающее — это путь.

Когда рождённый живым не гибнет преждевременно, хотя и смертен, — это постоянство.

Когда рождённый живым гибнет преждевременно — это несчастье.

То, что обладающий началом неизменно умирает, — это закон пути.

Читать далее

Мудрость или Путь

Даосская притча от Чжуан-цзы

Цзы-Куй из Южного предместья спросил Женщину Цзюй:

— Вам уже много лет, но выглядите вы ещё совсем юной, почему?

— Я узнала Путь, — ответила Женщина Цзюй.

— Можно ли научиться Пути? — спросил Цзы-Куй.

Читать далее

Секрет долголетия

Даосская притча

Однажды ученик лекаря спросил своего наставника:

— Учитель, открой мне главный секрет долголетия.

— Основа долголетия, — сказал Учитель, — это здоровье, а основа здоровья — спокойствие. Спокойный не разрушает своё тело страстной любовью, неукротимой ненавистью или ненасытным желанием. Он не подрывает корни своего здоровья радостью и печалью, тоской и страхом; но, избегая всего лишнего, никогда не отказывается от того, что доставляя удовольствие, не нарушает гармонии инь и ян.

Читать далее