Сердце человека

Даосская притча от Чжуан-цзы

Цуй Шу спросил Лао Даня:

— Если не управлять Поднебесной, то как исправить сердца людей?

— Будь осторожен, не тревожь людские сердца, — ответил Лао Дань. — Сердце у человека опускается, когда его унижают, и возносится, когда его хвалят. Человек с опустившимся сердцем — что узник; человек с вознёсшимся сердцем — всё равно, что палач. Сердце человека, будучи уступчивым и мягким, становится сильным и жёстким, оно и острое, и гладкое. Загораясь, оно становится горячим, как пламя. Остывая — холодным, как лёд. Так быстро оно меняется, что не успеешь взгляд перевести, как оно дважды побывает за пределами Четырёх морей. Покоясь, оно черпает свой покой из бездны внутри себя. Действуя, оно взмывает к самым небесам. Что может быть более гордым и свободным на свете, чем сердце человека?

Читать далее

Высшая человечность

Даосская притча от Чжуан-цзы

Тан, советник правителя царства Сун, спросил Чжуан-цзы о том, что такое человечность.

— Жить, как тигры и волки — вот что такое человечность! — ответил Чжуан-цзы.

— Что это значит?

— У них отцы и дети друг другу благоволят — отчего же нельзя назвать это человечностью?

Читать далее

Просвещённый царь

Даосская притча от Чжуан-цзы

Ян Цзыцзюй пришёл к Лао Даню и сказал:

— Предположим, в мире появится человек чуткий, деятельный, знающий, наделённый ясным умом и не ведающий усталости в деле постижения Пути. Можно ли сравнить такого с просвещёнными царями былых времён?

Читать далее

Предел вещей

Даосская мудрость

Перед тем как ослепнуть, глаза разглядят даже кончик волоса.

Перед тем как оглохнуть, уши расслышат даже полёт москита.

Перед тем как притупится ощущение вкуса, язык отличит воду из реки Цзы от воды из реки Минь.

Читать далее

Три оплошности на похоронах

Даосская притча от Чжуан-цзы

Янь Хой спросил у Конфуция:

— Когда у Мэнсунь Цая умерла мать, он громко рыдал, но не проливал слёз, не горевал в душе, а на похоронах не выражал скорби. Но, несмотря на эти три оплошности, он прослыл лучшим знатоком погребального ритуала в своём царстве Лу. Значит, и в самом деле на свете есть люди, которые умеют добиваться славы, не подкреплённой истинными заслугами. Признаться, я пребываю в недоумении.

Читать далее

Государи двух родов

Даосская притча от Чжуан-цзы

Беззубый задавал вопросы Ван Ни, задавал их четыре раза кряду, и тот четыре раза не знал, как ответить. Беззубый даже запрыгал от радости и рассказал об этом Мудрецу в Тростниковой одежде.

— Неужто ты узнал про это только сегодня? — спросил Мудрец в Тростниковой Одежде. — Царствование Ююя не сравнится с царствованием Тая. Наш государь из рода Ююй всё ещё привлекает к себе людей человечностью, и люди повинуются ему, но он пока что не преступил пределов человеческого. А государь из рода Тай спит без волнений, просыпается без тревог. Он позволяет считать себя то «лошадью», то «быком». Его знания покоятся на существенном и на доверии, его жизненная сила (дэ) без изъяна подлинна, и он не запятнал себя людской пошлостью.

Читать далее

Нашедший Чёрную Жемчужину

Даосская притча от Чжуан-цзы

Прогуливаясь к северу от Красных вод, Жёлтый Владыка взошёл на гору Куньлунь и оттуда обозрел южные пределы мира. Возвращаясь обратно, он потерял Чёрную Жемчужину (истину Пути). Он послал на поиски жемчужины Знание, но Знание не смогло её найти. Тогда он послал Зоркое Око, и оно тоже её не нашло. Он послал Сметливого, но и тот не нашёл жемчужины. Наконец, он послал Являющего Отсутствие, и тот жемчужину нашёл.

Читать далее

Учитель дошёл до крайности

Даосская притча от Чжуан-цзы

Когда Конфуций странствовал на западе в царстве Вэй, Янь Юань задал вопрос наставнику Цзиню:

— Что вы думаете о поведении учителя?

— Твой учитель дошёл до крайности, как прискорбно!

— Что это значит? — спросил Янь Юань.

Читать далее

Подобие вещей

Даосская притча от Чжуан-цзы

Беззубый спросил у Ван Ни:

— Знаете ли вы, в чём вещи подобны друг другу?

— Как я могу это знать? — ответил Ван Ни.

— Знаете ли вы то, что вы не знаете?

— Как я могу это знать?

— Стало быть, никто ничего не знает?

Читать далее

Праведный мясник

Даосская притча

Когда Чжао, царь Чу, потерял свои земли, вместе с ним в изгнание отправился мясник Юэ. Когда же правитель вернул себе царство, он решил наградить тех, кто был верен ему в изгнании. Дошла очередь и до Юэ, и пришли к нему гонцы от правителя. Но мясник сказал так:

Читать далее