Преемник

Хасидская притча

Баал Шем Тов не назначил себе преемника. Вместо этого он велел своим хасидам искать учителя на стороне.

— Но как мы его узнаем? — спросили ученики.

— Задавайте всем один и тот же вопрос, — сказал наставник. — «Как освободиться от тщеславия?»

— И тот, кто даст ответ, станет нашим учителем?

— Наоборот, — сказал Бешт. — Всякий, кто утверждает, будто знает ответ на этот вопрос, — лжец. Тщеславие приходит вместе с ощущением собственного «я». А разве можно освободиться от себя самого? Думать иначе — вершина тщеславия.

— Но ведь, — заметил один из учеников, — разве мы не созданы по подобию Божьему? Разве мы не отражаем в себе образ Бога? Он не тщеславен, как же можем быть тщеславными мы?

Бешт ответил:

— В псалмах написано: «Господи, Ты облечён славой и величием». Божье «величие» в действительности является смирением. Бесконечный Бог облачён в бесконечное смирение. Это правда, что Бог отражается в людях, но, как зеркало перевёртывает всё, что в нём отражается, так же и божественное нередко перевёртывается в человеческом мире. Поэтому если смирение Господа безмерно, то безмерна и людская гордыня.

После того как Баал Шем Тов умер и время скорби по умершему прошло, ученики отправились на поиски его преемника. Они обращались ко многим великим учителям и праведникам, вопрошая, как изгнать тщеславие из сердца. Каждый цадик давал им какой-нибудь мудрый совет. В конце концов, они обратились со своим вопросом к ребе Пинхасу из Корца. Цадик грустно покачал головой и сказал:

— Я тоже боюсь тщеславия и не знаю, как от него избавиться.

— Вот наш новый ребе! — воскликнули ученики.

Добавить комментарий